Немного о Катрине

«Смерть демократична. Белые или черные, бедные или богатые — все в итоге превратятся в черепа». Хосе Гуадалупе Посада

 

Традиционные фигурки из папье-маше

Такие в Мексике обычно изготавливают обычно к всевозможным праздникам — маски для карнавала, принадлежности для ритуала «сожжения Иуды», знаменитые пиньяты — разноцветные пустые игрушки всех цветов и размеров, куда кладут мелкие подарки для детей.

 

Как это делается

Папье-маше получают из макулатуры (мешки от стройматериалов и известки, пакеты от хлеба и муки, упаковка, газетная бумага). Иногда ее прополаскивают, чтобы удалить отходы, а затем нарезают на узкие полоски и перемешивают с мучным клейстером.

 

Как получаются фигурки

Готовую смесь можно залить в форму, нанести на болванку из соломы или проволоки или просто лепить из нее — как решит автор. В любом случае массу накладывают послойно до достижения нужной толщины. Затем изделие оставляют на просушку, далее погружают в краску (черную или белую) и в заключение раскрашивают и декорируют.

 

Происхождение

Считается, что Катрина была предназначена для служения культу смерти, но на самом деле она появилась во времена диктатуры Порфирио Диаса, когда в газетах оппозиции, так называемых «боевых листках», печатали сатирические фигуры скелетов, изображающих привилегированные классы и намекающих на ситуацию в стране.

 

Праздники

В разных частях Мексики фигуры скелетов, например сахарные черепа, используются для «алтарей мертвых», поэтому фигура Катрины и прижилась так хорошо. Культ мертвых — напоминание о том, что смертны все мы, а грань между жизнью и смертью — не трагическая безвозвратность, а лишь продолжение жизненного цикла.

 

Автор

Создал Катрину художник-гравер из штата Агуаскальентес Хосе Гуадалупе Посада (1852-1913), легендарная личность в мексиканской народной культуре. Он обличал ничножность и лицемерие общества, рассказывал о горестях и радостях простого народа, пережившего немало потрясений во времена Диаса.

 

Происхождение

Поначалу Катрину называли «черепушкой-гарбансерой». Гарбансеро — так называли тех, кто, будучи индейцем по происхождению, всячески старался вести себя как европеец и открещиваться от своих корней. Такая «черепушка» носила на голове широкополую шляпу.

 

Первое появление

Имя Катрина дал ей знаменитый художник Диего Ривера, он же подарил ей и наряд знатной дамы. Впервые она появилась на его картине-мурале «Сон о воскресном дне в парке Аламеда», одетая по моде аристократок конца XIX — начала ХХ века.

 

Нравы эпохи

В годы правления Диаса богатые носили одежду из Европы, особенно из Парижа. Тем самым дамы подчеркивали свою красоту, а мужчины демонстрировали престиж, богатство и социальное положение.

 

Наряд Катрины

Наша героиня также одета как богатая дама — а носили они блузки и сорочки, корсеты и лифы, нижние юбки и кринолины, кружевные «кокетки» и вышитые жакеты, шляпы, платочки, перчатки, туфельки, кружевные воротнички и множество украшений.

Фотографии