Вальядолид: открой себя заново

Наш самолет приземлился в аэропорту Канкуна. Мы с Алиной взяли такси до Вальядолида, одного из мексиканских «волшебных городов». В такси звучал Дэвид Боуи, на сей раз нас ждали земли майя.

ВЗГЛЯД НА ГОРОД

Через два часа мы прибыли в Вальядолид. Такси остановилось у отеля Zentik (что на языке майя означает «вскармливать»), где у нас были забронированы места. Там нас встретил мужчина лет пятидесяти, по-молодому жизнерадостный и общительный. Звали его дон Альберто. Это был хозяин и отец-основатель этого отеля, где, по его словам, все определенно располагает к расслаблению. Тут же он показал нам, где находится зона SPA, ведь хорошее путешествие начинается с массажа.

Оставив вещи в номере, мы отправились в SPA-центр. Массажистки предложили нам улечься на столы, расслабиться и наслаждаться. Я прикрыл глаза, и опытные руки Мариан избавили меня от лишнего напряжения, зажимов и болей.

Вечером, отдохнувшие, мы решили погулять по Вальядолиду. Во всех путеводителях пишут о центральной площади, дворце правительства, городских воротах и церкви святого Серватия. Алина решила сделать селфи на фоне церкви, которую люди называют «наказанной», так как, согласно легендам, в начале XVIII века здесь был убит алькальд города, а при восстановлении церкви решили, что она будет обращена фасадом не на запад, как все прочие церкви в городе, а на север.

На следующий день я проснулся с первыми лучами солнца, полный сил. Я решил взять велосипед, покататься по улицам и поснимать еще что-нибудь при дневном свете. Фасады домов, которые ночью особо разглядеть не удалось, в солнечных лучах так и блистали — к счастью, было не лето, и солнце не палило нещадно. Мне невероятно понравился бывший конвент святого Бернардина Сиенского и прилегающий к нем квартал. На 41-й же улице я словно совершил еще одно путешествие, только во времени — на несколько веков назад. Я представлял себе повозки, испанцев верхом на лошадях, противостояние богатых и бедных... но тут мой желудок стал подавать знаки, что пора бы вернуться в Зентик. И правильно сделал: там меня ждали бобовые тортильи энфрихоладас, апельсиновый сок с шампанским и кофе. Они вернули мне силы.

СОКРОВИЩА ПОДЗЕМЕЛИЙ

Что же касается Алины, она всю дорогу мечтала приобщиться к бессознательному. Мы встретились в ресторане отеля, и выглядела она не менее довольной, чем я. К тому времени стало заметно жарче, и все шло к тому, чтобы скрыться под землей. Дон Альберто рассказывал нам, что, разведывая территорию поблизости, он обнаружил естественную пещеру и решил, что здесь можно устроить бассейн с микроклиматом. «Вода в здешних озерах холодная, поэтому я задумал сделать похожее озеро, но теплое, где можно было бы купаться и днем, и ночью — греться и снимать усталость».

Мы спустились по лестнице и всем телом ощутили дыхание этого места. По лицу Алины видно было, что именно таков отдых ее мечты. Теплая вода, отблески свечей в темноте, дневной свет, проникающий под своды пещеры — все, что нужно было ее душе. Я зашел в воду и просто лег на спину, стараясь успокоить бег мыслей. Не знаю, сколько часов я там провел, но почувствовал, что, лежа на воде и очень глубоко дыша, можно достичь состояния, близкого к медитации.

СЕКРЕТЫ СЕЛЬВЫ

На следующий день мы встали очень рано, чтобы отправиться в Эль-Наранхаль — небольшое селение в штате Кинтана-Роо, на границе с Юкатаном, всего в паре часов езды от Вальядолида.

Когда мы прибыли, местный гид Мануэль повел нас в лес. Над тропинками клубились москиты. Гид рассказал, что где-то здесь, в земле, ниже деревьев, таятся развалины города майя. Пока установили только, что это руины цивилизации классического периода, которая экономически была тесно связана с древним городом Коба.

По словам Мануэля, мексиканский Национальный институт истории и антропологии зафиксировал существование более 90 таких участков, то есть в свое время это был целый город. Еще мы узнали о таинственном колокольным звоне в полдень, который слышится будто бы «из другого измерения» - ни в одной здешней церкви колокола не звонят, а звук доносится.

Этот город доиберийских времен, не имеющий определенного имени, был тесно связан с озером Актун-Цууб, надежным источником пресной воды. Сегодня озеро стало туристической достопримечательностью — но все-таки на подходах к нему Мануэль посоветовал сначала спросить разрешения у охраняющих это место духов. Окунувшись в ледяную воду, мы вмиг посвежели после жары лесной чащи, а вернувшись на берег, увидели, что местные женщины выставили на продажу свои поделки. В основном это были индейские рубашки уипилес,  куртки гуайяберас, скатерти и салфетки. Яркие краски радовали глаз — Алина не удержалась и сделала себе подарок.

Перехватив по дороге местных лепешек сальбуте, мы направились дальше — к Пунта-Лагуна, заповеднику площадью свыше 5 тысяч гектаров. Здесь живут более 800 паукообразных обезьян. Рикардо, один из местных гидов, провел нас тропами, где сквозь заросли порой не было видно земли, и мы могли, не заметив, пройтись прямо по руинам какого-нибудь древнего майянского строения. Острый слух и зрение подсказывали Рикардо, когда с дерева на дерево перепрыгнет обезьянка. Расстояние между нами было огромным, моего 100-миллиметрового объектива не хватило для хорошего кадра (высота деревьев более 30 метров!), но заметить группу обезьян, перебирающихся с одной тропинки на другую, все же удалось.

Но самый удивительный подарок ждал нас впереди — когда гуща тропического леса уступила место огромной лагуне, в честь которой и назван заповедник. В центре этого водоема с кристально чистой водой есть пристань, откуда можно покататься по лагуне на каноэ или каяке, есть и зиплайн. Рикардо рассказал нам, что можно еще спуститься на дюльфере к озеру, где с доиберийских времен сохраняются фрагменты культовых подношений и останки людей и животных. Это место находится под надзором Института истории и антропологии, однако те, кто бывал там, говорят, что внутри энергия ощущается так сильно, будто спускаешься в настоящую могилу.

Но было уже поздновато, и мы не стали это проверять. Решили просто посидеть и полюбоваться огромным спокойным водоемом, скрытым в глубине тропического леса. Его звуки, температура, запахи были настоящим лекарством. Мы почувствовали подлинное умиротворение. Именно здесь нас ждало то, что обещало нам название отеля Zentik: духовная пища.